logo

414000, г. Астрахань
пл.Дж.Рида, 3
тел:(8512)33-86-13
факс:(8512)33-86-13
e-mail: secr@astsbyt.ru

key
Вход на сайт / Регистрация  
Логин
Пароль
Регистрация на сайте || Забыли пароль?
home  На главную Feedback Обратная связь Contacts Контакты
search
home
home
home
home
  АЭСК помогает детскому дому
 

ПАО "АЭСК" » Главная » Новости компании » Публикации в СМИ » Обзор СМИ

 Обзор СМИ

"Переходный период" в энергетике будет продолжительным


Интервью с Федором Веселовым, (к.э.н., заведующий лабораторией моделирования конъюнктуры и регулирования энергетических рынков Института энергетических исследований РАН)

Что удалось сделать в электроэнергетике за восемь лет?

Первое и главное - в течение нескольких лет была реализована программа антикризисного управления, причем не в масштабах отдельного предприятия, а в масштабах почти всей отрасли (точнее - РАО 'ЕЭС России'). Разрешение, казалось, вечной проблемы неплатежей, усиление финансовой дисциплины на рынке и в компаниях, включение программ управления издержками создали возможности для финансового оздоровления электроэнергетики. Кроме этого, была качественно усилена вертикаль корпоративного управления, введены стандарты и достаточно прозрачные процедуры бизнес-планирования в компаниях. И рынок электроэнергии, и его участники стали более предсказуемы и понятны для инвестиционного сообщества, и кратный рост капитализации энергокомпаний это подтверждает.

Вторая задача - начато реформирование хозяйственных отношений в электроэнергетике, буксовавшее еще с 1997 года. В течение восьми лет проведена очень большая работа по формированию 'с нуля' законодательства и нормативной базы реформы, поэтапно создается и 'обкатывается' технологическая и информационная основа нового рынка, сочетающего конкурентные механизмы ценообразования в сфере производства и сбыта электроэнергии и механизмы тарифного регулирования в монопольной сфере ее передачи и распределения. Уже в 2008 году до 30% электроэнергии будет продаваться по свободным ценам, а к началу 2011 года эта доля вырастет до 100%.

В это же время сделан переход от прежней вертикально-интегрированной и 'полугосударственной' структуры отрасли к новой, более адекватной условиям конкурентного рынка, обеспечивающей концентрацию государственного контроля за инфрастурктурными секторами (сети, диспетчеризация) и стратегически значимыми генерирующими мощностями (гидроэнергетика, атомная энергетика) при максимальном открытии конкурентных секторов (тепловая генерация, сбыт) для частного капитала. В последние год-два были сделаны решающие шаги структурной реформы, связанные с продажей госпакетов и дополнительной эмиссии акций генерирующих компаний частным инвесторам - российским и зарубежным компаниям.

Третья задача - активизация после более чем 10-летней стагнации инвестиционного процесса в электроэнергетике. К сожалению, достаточно долгое время вопросы развития были вне фокуса реформы, ориентировавшейся на классическую схему 'конкуренция привлечет инвестиции'. Однако в реальности инвестиционные вызовы оказались гораздо более актуальными и масштабными. С такими вызовами не сталкивался еще ни один из уже работающих конкурентных рынков в мире. Именно поэтому параллельно с реформированием в отрасли, начиная с 2006 года, проведена большая работа по формированию инвестиционной программы на ближайшие 5-7 лет, включая планы развития электростанций, магистральных и распределительных сетей. Намечены и более долгосрочные планы. Кроме этого, сделаны качественные изменения в финансовом обеспечении данной инвестиционной программы. Электроэнергетика перестает развиваться из 'собственных запасов', энергокомпании осваивают традиционные схемы внешнего финансирования, конкурируя на рынках капитала с другими отраслями. Государство также обозначило приоритеты своей финансовой поддержки в инфраструктуре, атомной и гидрогенерации.

Какие актуальные проблемы электроэнергетики надо решить в первую очередь? Как переходит отрасль на инновационные технологии?

Заявленная инвестиционная программа кратно превышает объемы вводов мощностей в предшествующие 10-15 лет. Однако это всего лишь первый этап необходимой работы по техническому перевооружению и развитию российской электроэнергетики. Общий объем инвестиций до 2020 года даже по умеренным оценкам составит 390-450 млрд. долларов (в ценах 2005 года), а по оценкам утвержденной правительством 'Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики' может быть еще выше - 430-540 млрд. долларов.

Лишь часть этих инвестиций связана с увеличением производственных мощностей под растущий спрос. Другая часть потребуется на замещение старого оборудования, основной объем которого - передовые технологии 60-70-х годов ХХ века, морально устаревшие в ХХ I веке, неконкурентоспособные в условиях быстрого роста цен на топливо. Ликвидация технологического отставания в отрасли - главная проблема, требующая мощной инновационной подпитки. До последнего времени проекты на базе новых энерготехнологий можно было пересчитать буквально по пальцам. Инвестиционная программа РАО 'ЕЭС России' уже ориентируется исключительно на новые технологии, и первая волна 'высокотехнологичной' генерации появится уже в 2009-2010 гг.

Однако пик технического перевооружения в электроэнергетике приходится на следующее пятилетие (2011-2015 гг.), когда вводы новой мощности составят не менее 80-90 ГВт, и еще не менее 70-80 ГВт потребуется в 2016-2020 гг. Все эти вводы должны опираться на самые совершенные технологии сжигания газа, угля, использования атомной энергии, энергии воды, возобновляемых источников. Таким образом, в электроэнергетике формируется громадное поле и огромный рынок для инноваций в сфере производства, передачи и распределения электроэнергии, автоматизации процессов управления, снижения выбросов загрязняющих веществ и разработки более совершенных систем их очистки.

В то же время продолжение масштабной инвестиционной программы потребует наращивания объемов финансирования. Действия РАО 'ЕЭС России' по финансовому обеспечению инвестиционной программы на ближайшие годы были весьма успешными, но на перспективу задача подержания высокой инвестиционной привлекательности отрасли в условиях конкурентного рынка останется по-прежнему актуальной. При этом инвесторы уже не будут подвержены 'комплексу первопроходца', а их опыт управления компаниями и опыт реализации первых проектов в новой среде позволит гораздо более тщательно взвешивать будущие риски и выгоды от вложений.

Именно поэтому в новых условиях потребуется разработка целой системы мер (законодательных, административных, регулятивных, финансовых и проч.), которые свели бы к приемлемому уровню рыночные риски долгосрочных инвестиций. Основными источниками таких рисков является неопределенность спроса (риск невостребованности мощностей на рынке), условий топливоснабжения (риск стабильности условий и цен поставки топлива), будущей цены электроэнергии (риски успешного завершения реформы и эффективной работы всей системы конкурентных рынков).

Вместе с тем, в новой рыночной среде риски для инвесторов должны быть сбалансированы с рисками для потребителей. Итоговым показателем такого баланса является цена электроэнергии. Очевидно, что решение инвестиционных проблем невозможно без существенного повышения цены электроэнергии (по имеющимся оценкам она может удвоиться в реальном выражении к 2015 году). Однако это рост должен быть приемлем для планируемых темпов социально-экономического развития. Иными словами, рост конкуренции в электроэнергетике не должен приводить к снижению конкурентоспособности экономики страны.

Какова роль бизнеса в развитии электроэнергетики? Насколько зависит развитие отрасли от государства?

В период существования РАО 'ЕЭС России' как доминирующей и подконтрольной государству структуры роль государства в развитии отрасли была достаточно пассивной. Фактически, основная часть управляющих функций прежнего Минэнерго перешла к РАО 'ЕЭС России', и формально основная часть вопросов функционирования (точнее - выживания) отрасли решалась внутри этой бизнес-структуры.

В постреформенной электроэнергетике роль бизнеса (частных собственников) в финансовом обеспечении, организации и управлении энергокомпаниями существенно возрастает, особенно - в тепловой генерации и сбыте. Однако реформа не означает устранении государства от процессов управления в электроэнергетике. Особенно важной ведущая роль государства является в управлении развитием электроэнергетики. Это та сфера, где механизмы конкурентного рынка оказываются неработоспособными, и поэтому именно государство, а не рыночные субъекты должно взять на себя ответственность за стратегическую устойчивость энергоснабжения.

В прежней хозяйственной структуре эта ответственность 'по умолчанию' была делегирована РАО 'ЕЭС России'. Но с его исчезновением потребуется новая конфигурация взаимодействия государства и субъектов рынка в инвестиционной сфере. Создание новой системы управления развитием должно, во-первых, обеспечить четкое и ответственное целеполагание для бизнеса через систему регулярных прогнозных и проектных работ, а во-вторых - обеспечить искомый баланс между рисками инвесторов и рисками потребителей за счет стимулирующих механизмов, снижающих рисковую премию в цене электроэнергии.

К сожалению, в действующем законодательстве достаточно четко прописано распределение ответственности в сфере текущего функционирования электроэнергетики и обеспечения оперативной надежности энергоснабжения, а вопросы организации эффективного управления развитием практически не рассматриваются. На государственном уровне только начала формироваться система прогнозных работ, пока не созданы механизмы, технологии и инструменты стимулирования и реализации стратегических приоритетов государственной политики в электроэнергетике. Все это, конечно, сохраняет опасность возникновения 'управленческого вакуума' в переломный момент для инвестиционного процесса.

Отдельно задачей государства в электроэнергетике является формирование активной инновационной стратегии в отрасли, обеспечивающей серийное предложение самых современных технологических решений. Приоритетом этой стратегии должно стать максимально возможный переход от вынужденных закупок готового энергооборудования за рубежом к импорту передовых технологий его производства при одновременной мобилизации еще оставшегося научного и инженерного потенциала отрасли. Опыт Китая показывает, что это является вполне посильной задачей.

Потребуется ли 'переходный период'? Как долго он будет продолжаться, и какие задачи нужно будет решить?

Несмотря на то, что реформа в электроэнергетике идет уже 5 лет, ее успешное завершение потребует еще достаточно продолжительного 'переходного периода', в течение которого государству и бизнесу придется совместно решить целый ряд непростых задач:

1.завершение поэтапного перехода к полностью конкурентному рынку электроэнергии (до конца 2010 года) и запуск эффективного рынка мощности и системных услуг (не ранее 2012 года); отдельной проблемой является развитие конкуренции на розничном рынке, включая либерализацию цен для населения (сроки этого вообще не определены);
2.адаптация новых энергокомпаний к работе в полностью конкурентной среде, переоценка собственниками рисков и приоритетов развития и связанная с этим корректировка инвестиционных программ;
3.создание системы долгосрочных контрактных отношений между энергетиками и поставщиками топлива, обеспечивающих стабильность и прозрачность условий газо- и углеснабжения электростанций, прежде всего - новых инвестиционных проектов;
4.создание и запуск системы управления развитием электроэнергетики с активной ролью государства в целеполагании и стимулировании инвестиций.

22 Марта 2008

Источник: www.kreml.org

  Просмотров: 2646 // Автор: Alex // Размещено: 23 марта 2008 года Напечатать //

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Copyright © 2007. SoftNews Media Group All Rights Reserved